Реклама


Замовити реферат


От партнёров

Интересное
загрузка...

Счетчики
Rambler's Top100

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів!

Це мабуть найбільший банк рефератів в Україні.
На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Шукаєте реферат - просто зайдіть на Рефсмаркет!

Тема: « Основные школы и концептуальные направления современной социологии» (ID:9852)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       5 стр.
Размер в архиве:   19 кб.

Основные школы и концептуальные направления современной социологии

ПЛАН


Западная социология в XX ст. отмечается большим разнообразием школ и течений, развиваясь многими
направлениями. Поэтому предметом рассмотрения станут концепции, которые играли или играют важную роль в
социологической теории и представляют самый большой интерес с познавательной точки зрения.


1. Функционализм


Функционализм - одно из главных направлений в американской социологии после Второй мировой войны. Впервые идеи
о функциональном принципе в осмыслении общества появились в трудах О. Конта и Г. Спенсера. Например,
социальная статика Конта опиралась на принцип, как институты, верование, моральные ценности общества
взаимосвязаны и представляют одно целое. Объяснить любое явление можно, описавши закон его сосуществования с
иными явлениями. Спенсер использовал функциональные аналогии между процессами в человеческом организме и
обществе. Социология Дюркгейма была основанная на признании того, что общество обладает собственной,
независимой от людей реальностью; что это не просто идеальное бытие, а система активных сил, «вторая природа»;
что пояснение социальной жизни нужно искать в свойствах самого общества. Функциональные аспекты развития
общества, социальных явлений разрабатывали английский социолог А. Радклифф-Браун (1881-1955) и американец
польского происхождения В. Малиновский (1884-1942). Интересную систему функционального толкования общества
выработали американские социологи Толкотт Парсонс (1902-1979) и Роберт Мертон (род. в 1910 г.). Главная задача
социологии, по их мнению, состоит в изучении механизмов и структур, которые обеспечивают постоянство
социальной системы.

Функционализм часто объединяли со структурным анализом. Поэтому в социологической литературе они являются как
единая структурно-функциональная теория и как отдельные функционалистические и структуралистические концепции.
Есть существенные различия между структурно-функциональным подходом как теорией и как методом социального
исследования.


2. Структурно-функциональный анализ как теория общества


Т. Парсонс считал одной из центральных задач социологии анализ общества как системы функционально
взаимосвязанных сменных. На практике это означало, что анализ любого социального процесса - это часть
исследования определенной системы с упроченными границами. Систему он понимал как любой постоянный комплекс
повторяемых и взаимосвязанных действий (теория социального действия). Потребности личности выступают как
сменные в социальной системе. Парсонс и прочие исследователи старались не только выработать правила
функционирования любой системы, а и определить совокупность необходимых условий или «функциональных
предпосылок» для всех социальных систем.

Эти условия, необходимые для существования любой системы, касались не только социальной системы, а и ее
составляющих. Каждая социальная система должна удовлетворять определенные физические потребности своих
элементов, обеспечивая их выживание. Она должна иметь и определенные способы распределения материальных
ресурсов. Кроме того, система должна выработать определенный процесс социализации людей, давая им возможность
сформировать или субъективные мотивации подчинения конкретным нормам, или определенную общую потребность
такого подчинения нормам. В каждом обществе кроме социальных норм существуют присущие только ему ценности. За
отсутствия таких ценностей маловероятно, что отдельные лица смогут успешно применить потребности подчинения
нормам. Фундаментальные ценности должны стать частью личности. Вместе с тем каждая система должна иметь
определенную организацию видов деятельности и институционные способы, чтобы успешно противодействовать
нарушениям этой организации, прибегая к принуждению или убеждении. И, в конце концов, общественные институты
должны быть относительно совместимые один с одним.

Теоретическую схему Парсонса объединяет и организовывает проблема социального порядка. Понятие «социальный
порядок» охватывает существование определенных ограничений, запретов, контроля в общественной жизни, а также
определенных отношений в нем; наличие в общественной жизни элемента предсказуемости и повторяемости (люди
могут действовать социально только в том случае, когда знают, чего ждать друг от друга); более или менее
продолжительное постоянство в сохранении форм социальной жизни. Различные аспекты социального порядка
отображенные во многих понятиях, основные из которых - «система», «структура». Они употребляются как
"относительно эмпирических объектов и отношений, так и относительно абстрактных объектов.

Понятие «структура» охватывает постоянные элементы строения социальной системы, относительно независимые от
незначительных и кратковременных колебаний в отношениях системы из внешним окружением. В связи с изменяемостью
этих отношений вводится система динамических процессов и механизмов между требованиями, которые вытекают из
условий постоянства структуры, и требованиями данной внешней ситуации. Этот динамический аспект берет на себя
функциональную часть анализа. На общем абстрактном уровне социальный порядок у Парсонса является продуктом
двух процессов: тенденции социальной системы к самосохранению и тенденции к сохранению определенных границ и
постоянности относительно среды (гомеостатическое равновесие). Действия в среде системы, которая составляется
из многих систем, анализируются на основе функциональных предпосылок, требований относительно ее выживания и
равновесия системы. Виды деятельности внутри системы возникают вследствие ее структурных реакций на
требования, которые проявляют ее связь со средой. Поэтому при анализе социальной системы важно исследовать ее
взаимообмен с другими системами. Таким образом, различные элементы системы, за Парсонсом, являются
производными от условий социального действия и взаимодействия.

Парсонс считала, что любая социальная система должна обеспечивать:

1) рациональную организацию и распределение своих материальных (природных), человеческих (персонал) и
культурных ресурсов для достижения своих целей;

2) определение основных целей и поддержки процесса их достижения;

3) сохранение солидарности (проблема интеграции);

4) поддержка мотивации индивидов при выполнении ими социальных ролей и устранения скрытых напряжений в системе
личной мотивации.

Второе и третье требования выдвигает культурная система, главной задачей которой является легитимизация
нормативного порядка социальной системы. Проблема определения основных целей и их достижение довольствуется
политическими видами деятельности. Проблему интеграции помогает решить религиозная деятельность или ее
функциональная альтернатива - разные секулярные (светские) идеологии и тому подобное.

Четвертую проблему решает семья, которая осуществляет первичную социализацию, «встраивая» в личностную
структуру человека требования социальной системы и поддерживая эмоциональную удовлетворенность своих членов.
Все четыре функционального требования имеют смысл только в совокупности, структурной взаимозависимости.


3. Структурно-функциональный анализ как метод социального исследования


Этот метод систематизирован и пространно описанный Р. Мертоном. В парадигме (системе форм)
структурно-функционального анализа сформулированные такие основные понятия: «функции» - последствия
деятельности, которые оказывают содействие адаптации системы; «дисфункции» - неблагоприятные последствия;
«явные функции» - осознанные последствия; «латентные функции» - неосознанные последствия; «функциональные
требования» - требования, выполнение которых необходимое для нормальной жизнедеятельности системы;
«функциональная альтернатива» - эквивалентные структуры, способные выполнять одинаковые функции.

В структурно-функциональном анализе различают два основных подхода: структурный, который идет от анализа
различных структур к выявлению выполняемых ими функций; функциональный, который применяется при условиях
формирования определенной совокупности функциональных требований и наличия структур, которые осуществляют эти
функции.

В западной социологии структурно-функциональный анализ возымел самого большого распространения в социологии
политики, социологии преступности, социологии семьи, изучении социальной стратификации. В конце 50—60-х годов
функциональный подход подвергся критике за применение биологических понятий к социальным системам, где они
теряют однозначность; за позаисторическое (статическое) рассмотрение общества; за чересчур абстрактный
категориальный аппарат. Оппоненты также отмечали неспособность функционального анализа адекватно описать и




загрузка...
© 2007-2018 Банк рефератів | редизайн:bogoiskatel