Реклама


Замовити реферат


От партнёров

Интересное
загрузка...

Счетчики
Rambler's Top100

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів!

Це мабуть найбільший банк рефератів в Україні.
На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Шукаєте реферат - просто зайдіть на Рефсмаркет!

Тема: «Справедливость как черта морального самосознания» (ID:8901)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       3 стр.
Размер в архиве:   12 кб.

Справедливость как черта морального самосознания



План.









Вступление.



Справедливость фиксирует как раз тот надлежащий порядок человеческого бытия, надлежащее состояние дел вообще,
которое и должно быть установлено вследствие ответственного выполнения людями своих обязанностей.

Категория справедливости предусматривает не просто оценку того или иного единого явления (добро это или зло и
тому подобное), а соотношение нескольких (двух или больше) моментов, между которыми и должно установить
этическое соответствие; да, справедливо, чтобы достойному поступку отвечало заслуженное вознаграждение,
преступлению - кара, правам - обязанности и т.п. Относительно межчеловеческих отношений и общественной жизни в
общих чертах справедливость требует этично обоснованного распределения благ между людями (хотя конкретные
основы такого обоснования в различные времена и в различных культурах, конечно, оказываются различными) -так в
этику вводится представление об обществе как определенного рода системного объекта.



Справедливость как черта морального самосознания



Древнегреческое dike, которое переводится как справедливость, первоначально означало обычай, образ жизни, в
дальнейшем же приобрело значение правильного, надлежащего обычая. Подобным образом и латинское jus (отсюда
justitia) означает собственно право, закон. В русле этой языковой традиции и появляются первые попытки
сущностного осмысления справедливости, которые мы находим у Демокрита ( 460 - 380 до н.э.), софистов (вторая
пол. V - первая пол. VI ст. до н.э.), Сократа и иных античных философов. Своеобразным философским обобщением
этих попыток можно считать концепцию Платона, который наделил справедливость значением завершающей среди
четырех основных «полисных добродетелей» - такой, что только и дает всем иным добродетелям (то есть
рассудительности, мужеству и мудрости) «силу укореняться в человеке» («Государство»). При этом в социальном
плане справедливость, по Платону, является таким идеальным строем общества, когда каждый из общественных
статусов (то есть правители, воины, ремесленники) добросовестно выполняет свои обязанности и не вмешивается у
дела других.

Как надлежащее состояние вещей в обществе, государстве и мире справедливость истолковывается и мыслителями
Древнего Востока, в частности китайскими мудрецами Мо-цзы (479-400 до н.э.), Мэн-цзы (372-289 до н.э.) и пр.
При этом ударение постепенно переносится с распознания божественной справедливости и почтительного
наследования ей на собственные усилия людей, которые должны в духе справедливости решать проблемы
общественного строя и межчеловеческих отношений.

Но возвратимся к Греции. Глубокое осмысление категории справедливости, которое в дальнейшим становится
достоянием мировой этической мысли, дает, как и во многих иных случаях, «крестный отец» европейской этики
Аристотель. В частности, у него впервые проведено базовое разделение справедливости как расплаты,
уравнительной и пропорционально-распределительной справедливости. Аристотелем также прослежены важные
взаимосвязи собственно этических и правовых, политических, а также социально-экономических аспектов
справедливости.

Относительно различения расплаты, уравнивания и распределения как основ справедливости, то оно имеет глубокие
исторические основания. Первой формой справедливости, которую мы находим в истории человеческого общества,
была как раз справедливость расплаты, или ретрибутивная справедливость, которая предусматривала такое
наказание за нарушение норм первобытной нравственности, которое целиком отвечало бы самому этому нарушению.
Нарушителю, иначе говоря, отплачивали его же монетой, и долгие тысячелетия главенствующим принципом
человеческой справедливости оставалось правило тальёна (от лат. talio - мщение): «глаз за глаз, жизнь за
жизнь!» Ярким внедрением этого принципа стал известный обычай кровной мести, который имел универсальное
распространение на стадии родового развития человечества.

Когда же, в конце концов, указанный принцип, как и вся «возмездная» концепция справедливости, принял - очень
постепенно - сдавать свои позиции под нажимом нравственно-правового устройства ранних государств, то произошло
так прежде всего не потому, что тальён приумножал жестокость или унижал достоинство человека, и не потому, что
противодействие злу способами такого же зла фактически делает человека соучастником его распространения в
мире. Главное на тот исторический момент состояло в том, что при условиях утверждения нового общественного
порядка, который приходил на смену родовой ограниченности, «возмездная» справедливость не могла обеспечить
упорядоченность и законосоответствие общественной жизни, а наоборот, сеяла ужас и вражду, вела, по сути дела,
к хаосу. Поэтому, независимо от своего географического положения, этнической, культурной специфики и тому
подобное, государство на определенном этапе развития вступило в борьбу с данным первобытным вариантом
действующей справедливости - для того, чтобы освободить место для более цивилизованных ее форм.

«Возмездной» справедливости противостоит справедливость распределительная, дистрибутивная, суть которой
состоит в распределении между человеческими индивидами (или группами людей) тех или иных ценностей. Данный тип
справедливости охватывает два подтипа, также выделенные еще Аристотелем, - справедливость уравнительную и
пропорционально-распределительную. Речь идет о том, распределяются определенные ценности между людями поровну
или соответственно конкретным достоинствам и заслугах каждого из них.

В фундаменте первого из этих подтипов, то есть уравнительной справедливости, лежит мировоззренческая идея
человеческого равенства, утверждение которой имело и имеет принципиальное значение для развития всей
человеческой цивилизации.

И в XX ст., несмотря на разнообразные кризисные явления в жизни современного человечества, представление о
человеческом равенстве обогащается новыми гранями, его практическое воплощение становится более разнообразным,
гибким и вместе с тем последовательным. Бесспорно гуманистическим достоянием столетия есть осознание равенства
людей в их праве на выявление и реализацию собственной индивидуальности, собственных национальных и культурных
традиций, собственного способа видеть и осмысливать мир. На этом пути преодолевается ограниченность
европоцентризма: мы учимся уважать «непохожесть других», признавать внутреннюю обоснованность чужих нам
культур, форм чувства и мышления - а также ценить их общечеловеческое значение, восхищаться их красотой,
симпатизировать им.

Вместе с тем XX ст. продемонстрировало и наличие определенных «глухих углов» в реальном воплощении идеи
человеческого равенства. Катастрофой закончилась попытка ввести уравнительные основы непосредственно
относительно распределения материальных благ между людьми - у большинства населения это просто убило желание
работать. Не удивительно, что слово «уравниловка», за которым стояла стойкая тенденция социалистического
образа жизни (точнее, его официального аспекта), стало в конце концов вызывать отвращение.

Данный конкретный пример наглядно демонстрирует важность как можно более четкого определения той границы, до
которой основы человеческого равенства являются морально оправданными и необходимыми - и за которой они теряют
смысл, становятся тормозом на пути дальнейшего развития.

Необходимо сказать, что такая граница, такой критерий безусловно существует. Определяется он в общих чертах
тем, что каждый индивид, каждая личность есть, во-первых, представителем человечества, выразителем сил и
творческих потенций человечества, субъектом человеческого достоинства, свободы, неотъемлемых прав человека в
общих чертах. В этом отношении, то есть поскольку речь идет о признании и утверждении в каждой личности
основных основ ее причастности к роду людей, неотъемлемого достояния человечности, - подход с позиций




загрузка...
© 2007-2021 Банк рефератів | редизайн:bogoiskatel