Реклама


Замовити реферат


От партнёров

Интересное
загрузка...

Счетчики
Rambler's Top100

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів!

Це мабуть найбільший банк рефератів в Україні.
На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Шукаєте реферат - просто зайдіть на Рефсмаркет!

Тема: «Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста» (ID:33423)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       10 стр.
Размер в архиве:   46 кб.

Заказ 472. Психология




Курсовая работа


Особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста



Содержание









Вступление


Актуальность темы исследования. Всестороннее развитие та воспитание подрастающей личности является одним из
главных условий построения демократического общества. Кардинальные изменения в социокультурной ситуации,
которые происходят на Украине в последнее время, способствуют созданию условий для воспитания каждого ребенка
как личности с широким мировоззрением, открытой для получения позитивного опыта, свободной от психотравм.

Дошкольный период выступает важным этапом в жизни человека, на протяжении которого активно формируется
личность, происходит психическое развитие, и который нередко сопровождается наличием детских страхов. Страхи,
затормаживая познавательные потребности ребенка, могут выступать серьёзным препятствием для его гармонического
развития, мешать полноценной социализации и выступать предпосылками невротизации.

Исследования феномена страха непосредственно связано с изучением проблемы эмоций, которая еще недостаточно
разработана в психологической науке. Некоторые аспекты эмоциональных проявлений личности, которые так или
иначе связаны с появлением страхов, исследовались в работах Л.Н. Аболина, П.К. Анохина, А.М. Ананьева,
Г.М. Бреслава, В.К. Вилюнаса, Б.І. Додонова, О.В. Запорожца, К. Изарда, Е.П. Ильина и др.

Раскрытие социально-философского аспекта проблематики страхов стало предметом исследований В.А. Андрусенко,
А.О. Прохорова, С.С. Сизова и др. Изучению проблемы страхов посвящены многочисленные исследования зарубежных
психологов (Д. Бретт, О. Кондаш, Д. Лейн, Р. Мей, Е. Миллер, Б. Филлипс).

Преобладающее количество психологических научных разработок, посвященных проблеме страхов, сосредотачиваются
на изучении их возрастных особенностей у детей, при этом только незначительна часть работ направлена на
исследование страхов детей дошкольного возраста (О.И. Захаров, Н.В. Карпенко, Е.В. Лисина, К.Л. Милютина,
Е.В. Новикова, М.В. Осорина, О.М.Прихожан).

Проблема страхов представляет интерес для психологической науки, потому что ее разработка является
чрезвычайно актуальной та важной для разрешения целого ряда вопросов образовательно-воспитательной практики,
особенно связанной с успешной подготовкой и адаптацией ребенка к школе, а также предупреждением развития у
него разного рода невротических проявлений, что затрудняют общение с ним, ограничивают влияние развивающего
воспитательного влияния. Вместе с тем, у отечественной психологии существует мало сведений про специфику
психологической обусловленности страхов у дошкольников, а существующие исследования не содержат целостного
представления про данный вид страхов.

Объект исследования – эмоциональная сфера личности.

Предмет исследования – особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.

Цель исследования заключалась в изучении психологических детерминант та закономерностей появления страхов у
дошкольников, выявлении их особенностей.

В соответствии с целью исследования, обозначенным объектом и предметом были поставлены следующие задачи:

1. Определить теоретические подходы к изучению феномена страха и его особенностей у дошкольников.

2. Исследовать психологические детерминанты возникновения, особенности та закономерности страхов у
дошкольников.

3. Обосновать технологию работы относительно развития умений преодоления страхов у дошкольников.

Для разрешения поставленных задач были использованы общенаучные методы теоретического и эмпирического
исследования, в частности такие, как теоретический анализ та систематизация научных источников, сравнение та
обобщение данных.

Работа структурно состоит из вступления, трех разделов, выводов, списка использованной литературы.


Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ



1.1. Понятие "страх" в психолого-педагогической литературе


Понятие "страх"разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В современном словаре по
психологии под редакцией В.В. Юрчук мы находим, что страх – аффективно чувственная эмоция, которая возникает в
обстоятельствах превентивности – угрозы – боязни за свою социальную или же биологическую экзистенцию у
субъекта» [30, с.183].

Артур Ребер в большом толковом психологическом словаре трактует страх как «эмоциональное состояние,
возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Страх обычно характеризуется
внутренним, субъективным переживанием очень сильного возбуждения, желания бежать или нападать и рядом
симпатических реакций» [24, с.215].

Согласно З. Фрейда «страх – это состояние аффекта – объединение определённых ощущений ряда удовольствие –
неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а так же вероятно, и
отражение определённого значимого события» [34, с.88].

В. Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как страсть, боязнь, робость,
сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия [7, с.382].

Р.В. Овчарова рассматривает страх, как эффективное (эмоционально заострённое), отражение в сознании человека
конкретной угрозы для его жизни и благополучия [19, c.21].

Известный физиолог И.П. Павлов трактует страх как «проявление естественного рефлекса, пассивно-оборонительной
реакции с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный
рефлекс и сопровождается определёнными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности» [20, c.102].

А.В. Петровский рассматривает страх как «эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы
биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной и воображаемой
опасности» [6, c.102].

Таким образом, проанализировав разные трактовки понятия страха, можно остановить свой выбор на определении
данном В.В. Юрчук, так как оно отличается полнотой, точностью и современностью. Поэтому в своей работе мы
будем опираться на это определение.

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция  страха сама по себе
вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек
может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту. Они ощущаются,
воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность.
Интенсивное переживание страха запоминается надолго. Страх складывается из определённых и вполне специфичных
физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания
угрозы или опасности. У маленьких детей, так же как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с
физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я». Страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь
физического повреждения. Субъективное переживание страха ужасно, и что странно - оно может заставить человека




загрузка...
© 2007-2021 Банк рефератів | редизайн:bogoiskatel