Реклама


Замовити реферат


От партнёров

Интересное
загрузка...

Счетчики
Rambler's Top100

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів!

Це мабуть найбільший банк рефератів в Україні.
На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Шукаєте реферат - просто зайдіть на Рефсмаркет!

Тема: «Терминология "свободных экономических зон” » (ID:11553)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       3 стр.
Размер в архиве:   10 кб.

Терминология "свободных экономических зон” (СЭЗ) получила широкое распространение в мировой практике в
течение последней четверти столетия. В современном виде они возникли в начале 70-х годов в странах
юго-восточного азиатского региона. Вскоре эти страны приобрели название “азиатских тигров” благодаря их
экономическому прыжку за счет достижения наиболее высоких в мире темпов развития их хозяйств.



Сегодня наибольшее распространение за границей имеет трактовка СЭЗ как территорий, на которых, благодаря
введению беспошлинного режима, а также при помощи других экономических и организационных регуляторов
стимулируется внешнеэкономическая деятельность с привлечением иностранных инвестиций.



Вместе с тем, как в иностранной, так и в отечественной научной литературе распространено определение СЭЗ, как
части национальной территории, экономический потенциал которой ориентирован на решение специфической задачи
(или комплекса задач). Это выделяет рассматриваемую часть территории страны из общего ряда. В то же время
предпринимательская деятельность на территории СЭЗ должна быть направлена на решение проблем оптимального
размещения производительных сил в целом по стране, а также ее интеграции в мировое хозяйство. В принятом 13
октября 1992 г. Законе Украины “Об общих положениях создания и функционирования специальных (свободных)
экономических зон” был использован термин “специальные зоны”, которые имеют довольно широкий диапазон
специализации. В статье 3 этого закона дана классификация свободных экономических зон, которые включают:
внешнеторговые, производственные, научно-технические, туристические, курортно-рекреационные и комплексные (в
них объединяется несколько типов зон). Отдельно была определена локальная (точечная) свободная экономическая
зона, которая размещается в пределах территории площадью до 500 га.



Необходимо подчеркнуть две решающие особенности СЭЗ. Во-первых, для каждой такой зоны характерны
специфические, по сравнению со всей страной, экономические отношения в сфере производства и распределения
необходимого и дополнительного продуктов, произведенных на ее территории. Во-вторых, способность СЭЗ к
диффузному расширению и распространению своих пределов на другие, связанные с нею непосредственно или же
опосредствовано, хозяйственные сферы, отрасли и территории.



В процессе реформирования экономической системы Украины и построения открытого общества с высоким уровнем
социальной ориентированности, необходимо в сжатые сроки найти решения, позволяющие принципиально повлиять на
стабилизацию экономической ситуации и, в дальнейшем, стимулировать всестороннее развитие регионов страны,
выравнивание уровней их социально-экономического положения. Переход к рыночной экономике предусматривает
повышение степени интеграции страны в мировой хозяйственный комплекс. А это, в частности, предполагает
масштабную технологическую и структурную перестройку, что в свою очередь требует притока иностранных
инвестиций. Именно поэтому один из перспективных и эффективных путей достижения этого связан с использованием
возможностей свободных экономических зон, попытки создания которых в Украине начались буквально с первого года
приобретения ею независимости.



Кроме того, ограниченный размер ресурсов в условиях экономического кризиса обусловливает разработку
приоритетных инвестиционных программ, для реализации которых целесообразно выбрать территории, имеющие для
этого наиболее благоприятную инфраструктуру и геоэкономические факторы, что обеспечит ускоренное их развитие и
достижение необходимых результатов. За счет концентрации средств, материальных, кадровых, научно-технических
и, в первую очередь и обязательно, инновационных ресурсов, СЭЗ способны играть роль центров (точек) роста,
которые в дальнейшем инициируют активизацию экономики страны в целом.



Создание свободных экономических зон является также одним из элементов перенесения рычагов управления
хозяйственными процессами с макроэкономического на региональный уровень, с усилением элементов самоуправления.
СЭЗ представляют собой одну из форм обеспечения эффективности территориально-хозяйственной организации
экономики, что целиком совпадает с общегосударственным подходом относительно перестройки экономики Украины и
расширения самостоятельности регионов.



В Украине уже создана определенная правовая база. Как уже отмечалось, Закон Украины “Об общих положениях
создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон” принят в октябре 1992 г. В 1994 г.
правительством утверждена Концепция создания СЭЗ в Украине. Попытки создания СЭЗ уже несколько лет делались на
Закарпатье, Полесье, восточных и южных территориях Украины.



Тем не менее, до недавнего времени в Украине реально функционировала лишь северо-крымская экспериментальная
экономическая зона (СЭЭЗ) “Сиваш” - внедряемый по инициативе Кабинета Министров Украины в Автономной
Республике Крым локальный экономический эксперимент на территории Красноперекопского района и города
Армянска.



Необходимо отметить, что СЭЭЗ “Сиваш” относится к зоне предпринимательского характера и направлена на
оживление малого и среднего бизнеса в депрессивном районе за счет создания благоприятных условий для свободной
торгово-экономической деятельности предпринимателям и предоставление льгот для создания новых производств.



Лишь в последнее время в сфере внедрения СЭЗ в Украине состоялись определенные сдвиги. 18 июня 1998 г. указом
Президента была создана СЭЗ “Славутич”. В декабре аналогичным указом была создана СЭЗ “Закарпатье”. 6 октября
Верховный Совет принял Закон “О создании СЭЗ туристическо - рекреационного типа “Курортополис Трускавец”, а в
декабре - “О специальных экономических зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой
области”, что предусматривает создание СЭЗ “Донецк” и “Азов”. В январе этого года Верховный Совет принял Закон
“О создании СЭЗ “Яворов”.



Следует отметить, что зоны приоритетного развития созданы в районах с крайне трудной социально-экономической
ситуацией и являются, по сути, инструментом выживания этого региона, когда за счет предоставления льгот
правительство надеется привлечь необходимые средства для осуществления неотложных стабилизационных
мероприятий.



СЭЗ могут стать реальными эпицентрами технологического прорыва Украины на качественно новый, современный
уровень производства конкурентоспособной продукции, содействовать ее участию в международном разделении труда
как производителя высокотехнологической продукции, так как Украина имеет широкие возможности создания СЭЗ
научно-технологического характера.



В ближайшее время необходимо кардинально изменить ситуацию в Украине в вопросах создания и функционирование
СЭЗ на ее территории. Для инвентаризации ТЭО проектов создания СЭЗ, уже несколько лет рассматривающихся в
правительственных учреждениях Украины, а также определения целесообразности создание новых СЭЗ необходимо
проведение их комплексной экспертизы. Мировая практика свидетельствует, что экспертиза таких проектов довольно




загрузка...
© 2007-2021 Банк рефератів | редизайн:bogoiskatel