Реклама


Замовити реферат


От партнёров

Интересное
загрузка...

Счетчики
Rambler's Top100

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів!

Це мабуть найбільший банк рефератів в Україні.
На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Шукаєте реферат - просто зайдіть на Рефсмаркет!

Тема: «Історія розвитку готельної справи в Україні» (ID:10705)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       3 стр.
Размер в архиве:   19 кб.

Свободомыслие в истории древней культуры



План






I. Зарождение свободомыслия. Богоборчество и скептицизм в культуре древних миров


История цивилизации свидетельствует, что религия не всегда доминировала в процессе развития духовной культуры
человечества. Практически на всех этапах этого развития возникали разнообразные формы критического анализа как
религиозной доктрины в целом, так и отдельных положений. Переоценка традиционно распространённых религиозных
идей, индеферентность представлений, критика религии с позиций здравого смысла, общественной практики, науки
находили своё отражение в философии, природоведении, фольклоре, ересях, светской литературе.

Первые проявления критического отношения к религии, элементы вольнодумства можно найти среди литературных
памятников Древнего Востока. Наидревнейшим является «Беседа господина с рабом» (Дворечье, конец III – начало
II тыс. до н.э.) и «Песня арфиста» (Египет эпохи Древнего царства). В них ставятся под сомнение идеи личного
бессмертия и существования потустороннего мира, критикуется аскетизм.

Более сложным памятником древнеегипетского вольнодумства является «Беседа разочарованного со своим духом». Это
сложное философское произведение. Человек, разочаровавшись в жизни, хочет наложить на себя руки, но дух
отговаривает его и пытается убедить отдаться благам жизни и в этом споре высказывает более трезвый взгляд, чем
человек.

Развитие вольнодумства в Индии, а потом Китае ставит критику религии на философскую основу. Произведения
древнеиндийских философов-материалистов до нас не дошли. Они упоминаются лишь в более поздних источниках, где
материалистические взгляды излагаются с целью опровержения. Известна школа локаята, или чараква, которая с
древнейших времён выступала против религиозно-идеалистического понимания природы и человека. Чарваки
утверждали, что все вещи в природе состоят из четырёх элементов: воздуха, огня, воды и земли. Из их комбинации
создаются не только физические объекты, но и все живые организмы, которые после смерти возвращаются к тем
самым элементам.

Важный этап в развитии вольнодумства в Китае связан с именем Ван-Чуна (I в. до н.э.). Главным его
произведением являются «Критические размышления». В нём Ван-Чун отрицал принципиальное отличие между
органической и неорганической частями мира, между человеком и животным.

Наибольшего развития вольнодумство достигло в античной Греции. Именно тут в VI в. до н.э. в результате победы
рабовладельческой демократии и превращения раба в главную продуктивную силу, создались благоприятные условия
для бурного развития науки, философии, литературы и других видов искусства. Свободные граждане Афин, Коринфа,
Милета, Эфеса и других больших греческих городов, не занятые тяжёлой физической работой, имели возможность
заняться умственным трудом.

Уже в VI в. до н.э. представители так называемой милетской школы Фалес, Анаксимандр, Анаксимен рассматривали
мир как само собой разумеющееся единство разнообразных явлений природы и видели в её существовании
материальную первопричину.

Взгляды милетской школы нашли своё дальнейшее развитие в учении отца диалектики Гераклита (ок. 540 – 480),
который утверждая идеи вечности и несозданности мира, заметил: «Мир единственный из всего, не созданный никем
из богов и никем из людей, а был, есть и будет живым огнём, который закономерно загорается и закономерно
гаснет».

Одновременно с Гераклитом в Древней Греции жил поэт и философ Ксенофан (ок. 565 – 473), который высказал
мысль, что люди создают богов по своему подобию. «Если бы быки и львы имели руки, чтобы, подобно людям,
создавать произведения искусства, то они также стали бы изображать богов и предавать им такие формы тела,
которые имеют сами».

С точки зрения логики критиковал религию скептик Карнеад из Кирены. Так, он выступал против телеологического
доказательства бытия бога, указывая на несовершенство мира и жизни. Противоречивым с позиций античных критиков
религии является и довод о разуме как особом даре богов, подтверждающем якобы их существование. Но почему
одним людям дан «плохой» разум, а другим — «хороший»? Почему боги не заботятся о достойных людях? Значит,
говорит Карнеад, они пренебрегают человеческими делами или не знают, что лучше, а что хуже для людей.

С появлением Демокрита (460 – 370) и его школы начинается новый этап развития вольнодумства. Демокрит –
первый энциклопедический разум древнего мира. В отличие от мыслителей милетской школы, которые искали
первооснову мира в каком-то конкретном начале (воде, воздухе, огне), учение Демокрита представляло собой
сформированное материальное мировоззрение. Исходя из признания вечности и неуничтожимости материального мира
как аксиомы, которая не требует доказательства. Демокрит приходит к выводу про существованию первоначальных
«кирпичиков» - атомов.

Демокрит высказал также мысль про происхождение живого из неживого, про разнообразие миров. Он первый пришёл к
выводу, что религия возникла от незнания природы, что именно «страх создал богов». Атомистическая теория
Демокрита, которая не оставляла места для надприродных сил, оказала большое влияние на дальнейшее развитие
вольнодумства та его радикального марксистско-ленинского варианта – атеизма.



II. Знания о мире и человеке, мифологии и философии


Люди уже в доисторические времена создавали представление о мире, который их окружает, и о силах, которые
правят и миром, и человеком. О существовании этих взглядов и представлений свидетельствуют материальные
остатки древнейших культур, археологические находки. Примитивный способ производства и старейшие формы
организации общества, кеторее оставили лишь косвенные свидетельства, говорящие о «мировоззрении» своих
носителей.

Объектом и материалом первобытного мышления были прежде всего жизненно важные для человека предметы и
явления. Исходя из этого, можно предположить, что первоначальной формой религии скорее всего был фетишизм. На
этой основе возникают и развиваются другие формы первобытной религии, расширяется круг первоначальных
представлений и магических действий, оформившихся позднее в продуцирующую и посвятительную обрядность
охотников и собирателей.

Для большинства первобытных мифологических систем характерны образы культурных героев и демиургов, творцов
мира и человека, создателей культуры, учредителей обычаев и законов. Универсальные черты, свойственные им, их
широчайшее распространение и тот факт, что они встречаются почти у всех охотников и собирателей,
свидетельствует о глубокой древности этих мифологических образов.

Мифы — это прежде всего античные, библейские и другие старинные сказания о сотворении мира и человека, а также
рассказы о деяниях древних богов и героев. Выявление античных мифов, мифов арабов и американских индейцев,
мифов народов Африки, Океании, Австралии показывает, что мифология на определенной стадии исторического
развития существовала практически у всех народов мира. Научный подход к изучению мировых религий показал, что
и они наполнены различными мифами.

Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов
мира — при чрезвычайном их многообразии — целый ряд основных тем и мотивов повторяется. К числу древнейших и
примитивнейших мифов принадлежат, вероятно, мифы о животных. Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от
людей или мифологические представления о том, что люди были некогда животными.

Одни из древнейших — мифы о происхождении Солнца, Луны, звезд. Центральную их группу составляют мифы о
происхождении мира. Вселенной и человека. По одним мифологическим представлениям (креационным, основанным на
идее творения), мир создан каким-либо сверхъестественным существом — Богом, демиургом, великим колдуном и
т.п., по другим ("эволюционным")— мир постепенно развился из некоего первобытного бесформенного состояния —
хаоса, мрака либо из воды, яйца и пр.

Особое и очень важное место занимают мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ: добывании




загрузка...
© 2007-2018 Банк рефератів | редизайн:bogoiskatel