Реклама


Замовити реферат


От партнёров

Интересное
загрузка...

Счетчики
Rambler's Top100

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів!

Це мабуть найбільший банк рефератів в Україні.
На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Шукаєте реферат - просто зайдіть на Рефсмаркет!

Тема: « Платон «Тимей» (ID:10031)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       4 стр.
Размер в архиве:   16 кб.

Контрольная по философии


План






1. Платон «Тимей»


Учение Платона об «идеях» не оставалось одним и тем же, но в течение долгой жизни Платона развивалось и
изменялось. Важным этапом в развитии Платона оказалось сближение его с пифагорейцами. Математические и
космологические учения пифагорейцев, таких, как Архит и Филолай, несомненно, стали известны Платону и должны
были привлечь его внимание. В позднем диалоге Платона «Тимей», посвященном вопросам космологии, Платон прямо
вкладывает излагаемое им космологическое учение в уста пифагорейца. Согласно этому учению мир есть живое
существо, имеющее форму шара. Как живое существо, мир имеет душу. Душа — не в мире, как его «часть», а
окружает весь мир и состоит из трех начал: «тождественного», «иного» и «сущности». Начала эти — высшие
основания «предельного» и «беспредельного» бытия, т. е. бытия идеального и материального. Они распределены
согласно законам музыкальной октавы — в кругах, увлекающих небесные светила в их движениях. Окруженное со
всех сторон мировой душой, тело мира состоит из элементов земли, -воды, огня и воздуха. Элементы эти образуют
пропорциональные соединения — по законам чисел. Круг «тождественного» образует круг неподвижных звезд, круг
«иного» — круг планет. И звезды и планеты — существа божественные, мировая душа одушевляет их, так же как
и остальной мир

Так как элементы земли, воды, огня и воздуха телесны, то они, как геометрические тела, ограничены плоскостями.
Форма земли — куб, воды — икосаэдр, огня — пирамида, воздуха — октаэдр. Небо украшено по образцу
додекаэдра. Жизнью мировой души правят числовые отношения и гармония. Мировая душа не только живет, но и
познает. В своем круговом возвратном движении она при всяком соприкосновении с тем, что имеет сущность,
свидетельствует своим словом о том, что с чем тождественно, что от чего отличается, а также где, когда и каким
образом всему бывающему доводится быть — по отношению к вечно неизменному и по отношению к другому
бывающему. Слово этого свидетельства одинаково истинно — как по отношению к «иному», так и по отношению к
«тождественному». Когда оно относится к чувственному, возникают твердые истинные мнения и верования. Когда же
оно относится к разумному, тогда мысль и знание необходимо достигают совершенства. Душа человека родственна
душе мира: в ней — подобная гармония и подобные же круговороты. Сначала она жила на звезде, но была
заключена в тело, которое стало для нее причиной нестройности. Цель человеческой жизни — восстановление
первоначальной природы. Достигается эта цель изучением круговращений небес и гармонии. Орудием для достижения
этой цели служат наши чувства: зрение, слух и т. д. К той же цели ведет и способность речи и музыкальный
голос, служащий слуху и через слух — гармонии. Движения гармонии родственны круговращениям души. В «Тимее»
излагается фантастическое учение о вселении человеческих душ в тела птиц и зверей. Порода животного, в которое
вселяется душа, определяется нравственным подобием человека тому или иному виду живых существ. Достигнув
очищения, душа возвращается на свою звезду.



2. Аристотель «Топика»


Для Аристотеля «диалектика» — только исследование, а не доктринальное изложение непререкаемых истин. Предмет
аристотелевской «диалектики» — не сама истина, не соответствие знания его предмету, а только отсутствие
формального противоречия между терминами обсуждаемого вопроса, а также между положениями, высказанными
участниками спора.

В качестве специфических умозаключений, а именно не способных к обоснованию достоверных выводов,
«диалектические» силлогизмы, как их называет Аристотель, основываются не на необходимых посылках, а на
«мнениях, принятых на веру», иначе — на положениях, признанных в качестве вероятных авторитетными лицами.
Единственная логическая сила, которой обладают «диалектические» силлогизмы, — их внутренняя
непротиворечивость. Однако, опираясь на эту свободу от внутренних противоречий, можно получить всего лишь
вероятные выводы. Такое исследование следует считать не установлением истины, а всего лишь испытанием.

Но будучи систематически разработано, «испытание» — это не только логическая тренировка. «Испытание» возвышает
мысль над узколичным или частным, над чисто случайным и вводит ее в сферу всеобщего. Однако всеобщность эта
все же лишена необходимости. Исследованию умозаключений и рассуждений этого рода посвящена «Топика»
Аристотеля. В ней в качестве цели «диалектики» указывается или установление определения или опровержение.

В «Топике» (II — VII) особенно обстоятельно разработаны правила опровержения. Нельзя не согласиться с Робэном
(Robin), что по существу это "критические правила верификации". Испытывается некоторое предложение, в котором
высказывается принадлежность известному предмету известного свойства. Вопрос заключается в исследовании,
соответствует или не соответствует этому предмету приписанное ему свойство. Рассматриваются случаи, когда
обращение предложения (перемена местами его субъекта и предиката) возможно и когда оно невозможно. В первом
случае приписанный предмету атрибут или точно выражает сущность предмета и представляет его дефиницию, или не
дает точного определения предмета и есть только его «собственное» свойство; например, когда «грамматик» по
отношению к «человеку» не выражает сущности человека, а представляет единственный открывшийся познанию его
атрибут. Во втором случае «обращение» неосуществимо. Здесь, в свою очередь, представляются две возможности:
первая, когда свойство есть элемент определяемого, но имеет в сравнении с ним больший объем. Такое свойство —
род. Или вторая возможность, когда это свойство — не род, а видовое отличие, но опять-таки с объемом
большим, чем у определяемого. Если же приписанное предмету свойство не есть элемент его сущности, то оно будет
«случайным» качеством.

Сказанным определяется возможный способ «испытания» предложений. Если сущность вещи или существа предполагают
выразить посредством какого-либо свойства (атрибута), то для проверки предложения можно сопоставить его или с
отдельными экземплярами рода, или с видами. Чтобы проверить, например, предложение: «Наука о различных
противоположностях есть одна и та же», — необходимо сопоставить это предложение с различными видами
противоположностей, а затем исследовать эти самые противоположности.

Таковы некоторые виды логического испытания предложений. Самым ценным из них будет испытание точности, с
которой указывается род определяемого. Для Этого рассматриваются отношения определяемого предмета к различным
видам его рода: если он не попал ни в один из них, то это доказывает, что он и не принадлежит к указанному
роду; или проверяют, действительно ли указанный род ближайший, а для этого исследуют, не входят ли в этот род
термины, отличные от определяемого.

В этих логических «испытаниях» есть нечто общее: во всех них сопоставляются одни вероятности с другими.

Кроме различных способов «испытания», «диалектика» Аристотеля выдвигает другую важную проблему. Это
исследование высших начал знания посредством рассмотрения противоречий и трудностей, которые могут
обнаружиться при разработке того или иного вопроса. Такое рассмотрение образует «апоретический» метод
исследования. Термин «апоретический» происходит от алорю («трудность», «недоумение») и означает исследование
равносильных противоречий в решении проблемы. Апории были у Зенона из Элей.

Необходимость исследования «апорий» обусловливается у Аристотеля его взглядом на доказательное
(демонстративное) знание. По его убеждению, доказательная наука сама не способна доказать начала, или
принципы, на которые она опирается. К выводу этих начал приводит, по Аристотелю, индукция. Но в «Топике»
индуктивный способ установления начал почти не рассматривается. В качестве метода открытия начал «Топика»
указывает и рассматривает «апоретическое» исследование. «Апоретический» метод — тренировка ума, ведущая к
непосредственному усмотрению начальных положений науки об исследуемом предмете. Здесь мысль Аристотеля
приближается к учениям Сократа и особенно Платона об «эвристическом» и педагогическом значении «диалектики»
противоречий в подготовке к познанию трудно уловимой истины.



3. Лукреций Кар «О природе вещей»




загрузка...
© 2007-2018 Банк рефератів | редизайн:bogoiskatel