Реклама


Замовити реферат


От партнёров

Интересное
загрузка...

Счетчики
Rambler's Top100

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів!

Це мабуть найбільший банк рефератів в Україні.
На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Шукаєте реферат - просто зайдіть на Рефсмаркет!

Тема: « БАЛЬЗАК » (ID:9172)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       4 стр.
Размер в архиве:   19 кб.

эстетики глубоко реалистическая и притом дающая обоснование новой форме реализма, проникнутого историч.
пониманием социальных явлений. Эстотич. принципы и искания Б. отражены в критич. статьях (особенно интересны
«Этюд о Бейле», Письма о лит-ре, театре и иск-ве, рецензии на «Индиану» Ж. Санд и Др.). Б. настойчив в
утверждении реалистич. метода в иск-ве; он против слепого копирования действительности, призывает художника
схватывать и выражать дух, смысл вещей и явлений. «Литературное правдоподобие состоит в выборе фактов и
характеров и в таком их изображении, чтобы каждый признал их правдивыми» («Письма о литературе...», 1840, см.
Собр. соч., т. 24, М., 1960, с. 81). Подлинным манифестом реа-лнстич. иск-ва явилось предисловие к
«Человеческой комедии», где Б. в 1842 писал: «Самим историком должно было оказаться французское Общество, мне
оставалось только быть его секретарем. Составляя опись пороков и добродетелей, собирая наиболее яркие случаи
проявления страстей, изображая характеры, выбирая главнейшие события из жизни Общества, создавая типы путем
соединения отдельных черт многочисленных однородных характеров, быть может, мне удалось бы написать историю,
забытую столькими историками,— историю нравов» (там же, т. 1, с. 26).

Зрелое творчество Б. протекало между революциями 1830 и 1848. Завершенность историч. периода способствовала
идейному единству «Человеческой комедии». Отдельные разрозненные ее части оказывались органически связанными
между собой, образуя широчайшее полотно целой псторич. эпохи. Однако Б. не ограничивался описанием жизни
времен Июльской монархии. Писатель часто обращался к предыстории описываемых событий. Это дало право Ф.
Энгельсу точно обозначить границы исторпч. периода, описанного в «Человеческой комедии». «Бальзак,— писал Ф.
Энгельс,— ...даст нам самую замечательную реалистическую историю французского общества, описывая в виде
хроники, почти год за годом с 1816 по 1848 г., все усиливающийся напор поднимающейся буржуазии на дворянское
общество, которое после 1815 г. перестроило своп ряды и снова, насколько это было возможно, показало образец
старинной французской изысканности. Он показывает, как последние остатки этого образцового для него общества
либо постепенно гибли под натиском вульгарного богача-выскочки, либо были им развращены... Вокруг этой
центральной картины Бальзак сосредоточивал всю историю французского общества, из которой я даже в смысле
экономических деталей узнал больше (например, о перераспределении движимого и недвижимого имущества после
революции), чем из книг всех специалистов — историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых»
(МарксК.иЭнгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 405—06).

По своим политич. убеждениям Б. был легитимистом, сторонником династии Бурбонов, к-рые вернулись во Францию в
1814, после падения Наполеона ), и сохраняли власть до Июльской революции 1830. Однако легитимизм Б.— явление
противоречивое. С огромным сочувствием отзывается Б. о республиканцах. «Заявляю во всеуслышание: бога я
предпочитаю народу; но, если я не могу жить в абсолютной монархии, я предпочитаю республику низким,
ублюдочным, бездейственным, безнравственным и беспринципным правительствам...» («Письма о литературе...»,
1840, см. Собр. соч., т. 24, с. 114). Легитимизм Б. был своеобразной формой неприятия бурж. действительности.
Признавая историч. значение капиталистич. прогресса, выразившегося в бурном развитии науки и промышленности,
Б. осуждал власть денег, ставшую единств, мерилом отношений между людьми, разнузданный эгоизм, анархию и
произвол в экономич. развитии общества, обнищание народа и т. д. Б. казалось, что обуздать эгоизм отд. людей и
целых классов лучше всего может абсолютная монархия. Вывод этот был утопичен и реакционен. II художник терпел
неудачи, когда в своих произв. пытался реализовать эти ложные взгляды («Сельский священник»). Однако перед
лицом добытых им самим фактов и обобщений он вынужден был искать другое решение социальных вопросов. «Я считаю
одной из величайших побед реализма, одной из наиболее ценных черт старика Бальзака,— писал Ф. Энгельс,— то,
что он принужден был идти против своих собственных классовых симпатий и политических предрассудков, то, что он
видел неизбежность падения своих излюбленных аристократов и описывал их как людей, не заслуживающих лучшей
участи, и то, что он видел настоящих людей будущего Tarf, где их в то время единственно и можно было найти»
(Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 406). Офиц. легитимистские взгляды Б. находились в глубоком
противоречии со всем его творчеством. Это было подмечено многими великими соотечественниками писателя. В.
Гюговсвсой речи на могиле Б. отнес его к «могучей породе писателей-революционеров» (Собр. соч., т. 15, М.,
1956, с. 219); Э. Золя говорил, что Б", «нашел восторженных поклонников только среди молодого поколения,
влюбленного в свободу». Взгляды Б. на общество претерпевали изменения и отнюдь не сводятся к одному
легитимизму. В 20-х гг. Б. видит гл. противника в старом режиме. В 1-й пол. 30-х гг. Б. становится
непримиримым врагом буржуазии. В 1836—47 его критика распространяется и на крупных землевладельцев. Он
возлагает надежды на технич. пром. прогресс, бурно протекавший во Франции. После революции 1848—49 Б.
полностью порывает с легитимизмом, выдвигая на первый план людей из народа, к-рых он противопос ляет
представителям правящих классов («Исповед политической веры», 1848). С большой худож. си Б. показал в своих
произв., как законы бурж. общее развращают людей, уродуют человеч. отношения, вл вые сделал он основой сюжетов
махинации финансистов, соперничество торговцев, борьбу за землю, бурж. конкуренцию.

В процессе эволюции творчества Б. изменяется отношение его к современности как материалу иск-ва, более
деградируют отд. буржуа в его изображении и Гобсека к Бовине, от Нусингена к Оскару Юссону) Вместе с тем
усиливается тяготение Б. к монументальным картинам, что соответствовали сложной взаимосвязи явлений историч.
действительности. Человек, уа пвший бурж. мораль, показывает Б., одержим стремлением к личному обогащению. Во
мн. романах («Oi Горио», «Утраченные иллюзии», «Блеск и нищета куртизанок» и др.) Б. обращается к образу
каторжника Во) репа, хорошо усвоившего механику успеха в бур) обществе. Б. не видит существ, разницы между
закоренелым преступником и представителями высшего cbci Банкир Нусинген, финансист Тайе, ростовщик Гоби скряга
Гранде, фабриканты Куэнте — все они погр) ли в преступлениях, потеряли совесть. Нечиста истории барона
Нусингена. Пользуясь покровительством зам на, он трижды прибегал к финансовым аферам, к-рь пустили по миру
тысячи людей («Банкирский дом Нусингена»). Кража и предательство послужили основе карьеры финансиста Типе
(«Величие и падение Цезаря Биротто»). Ростовщик Гобсек, эксплуатируя челове слабости, добывает колоссальное
состояние («Гобсеи Погоня за богатством вытравила в душе бывшего бочара Феликса Гранде все человеч. чувства.
Он жесток и только по отношению к жертвам своих спекуляций, ho к собств. семье («Евгенш Гранде»). Жертвой
хищничества фабрикантов Куэнте становится талантливый изобретател Сешар («Утраченные ил люзии»). И все же
власть богачей — самодержце! совр. общества—ограничена. На деньги нельзя купить настоящую любовь, заставить
истинное иск-во служить свои» интересам, завоевать настоящую дружбу и преданность. Б конце концов эти люди
сами оказываются рабами золота.

В галерее типов, изображенных в «Человеческой комедии», видное место отводится молодым честолюбцам,
стремящимся продвинуться но обществ, лестнице. Трагичен путь таких молодых людей, как Рафаэль («Шагреневая
кожа»),

Люсьен («Утраченные иллюзии», «Блеск и нищета куртизанок»).

Судьба талантливого человека, неспособного проявить свое дарование,— одна из волнующих тем «Человеческой
комедии». Погиб для науки Рафаэль, бесславно окончилась поэтич. карьера Люсьена, великие мучения выпали на
долю изобретателя Сешара («Утраченные иллюзии»), полуголодное существование влачит талантливый политич.
деятель Маркас («З. Маркас»).

Сильнее всех оказывается тот, кто лучше других усвоил лчью мораль бурж. общества. Таков юноша Эжен Растиньяк —
значит, персонаж романа «Отец Горио» и р. произв. Сделка с совестью, моральное падение ткрывают юноше путь к
успеху.

В «Утраченных иллюзиях» Б. удалось с большой реалистич. силой изобразить тлетворное влияние бурж. отношений на
иск-во, лит-ру, политику, на всю духовную жизнь общества. Тип бездарного, но преуспевающего художника
замечательно изображен в рассказе 'Пьер Грассу». Б. показывает, как корысть и расчет подрывают устои бурж.
семьи. Дочери отрекаются от разозленных ими отцов («Отец Горио»), жены отказываются it мужей («Полковник
Шабер»); ради скорейшего при-[бретения наследства почтенные буржуа убивают своих родственников («Кузен Понс»).
Эгоистич. стремления человека и частная собственность неразрывно связаны жду собой. Эта мысль выражена и в
романс «Крестьяне» (не закончен). Б. удалось показать тяжелейшие жизненные условия, в к-рых оказалась
послереволюц. франц. деревня, подпавшая под двойной гнет — помещика и деревенского буржуа.

Подлинную человечность Б. находит в среде простого народа. Внимательный наблюдатель жизни, он изучает
парижские предместья, пытается постигнуть нужды и стремления рабочего люда. Стихийный протест широких нар.
масс против капитализма, первое вооруж. выступление еще слабо организованных рабочих оправданы в глазах Б.
Оценивая восстание лионских ткачей, он след. образом объясняет его причины: «Лионская промышленность —
бездушна... Когда заказы прекращается, рабочий умирает с голода, да и работая, он ле сводит концы с концами.
Любой каторжник счастливее его. После Июльской революции нищета дошла [о таких пределов, что рабочие толковых
фабрик написали на своем знамени: „X л с б или смерть!"» •Банкирский дом Нусингена», см. Собр соч.,т. 12,
19UO, .353). В повести «Дело об опоке», в рассказах «Фачино Еане», «Златоокая девушка» (1835) Б. дал правдивое




загрузка...
© 2007-2018 Банк рефератів | редизайн:bogoiskatel