Реклама


Замовити реферат


От партнёров

Интересное
загрузка...

Счетчики
Rambler's Top100

Наша колекція рефератів містить понад 60 тис. учбових матеріалів!

Це мабуть найбільший банк рефератів в Україні.
На сайті «Рефсмаркет» Ви можете скористатись системою пошуку готових робіт, або отримати допомогу з підготовки нового реферату практично з будь-якого предмету. Нам вдячні мільйони студентів ВУЗів України, Росії та країн СНД. Ми не потребуємо зайвої реклами, наша репутація та популярність говорять за себе.

Шукаєте реферат - просто зайдіть на Рефсмаркет!

Тема: « CОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА » (ID:11461)

Скачайте документ в формате MS Word*
*Полная версия представляет собой корректно оформленный текстовый документ MSWord с элементами, недоступными в html-версии (таблицы, рисунки, формулы, сноски и ссылки на литературу и т.д.)
СкачатьСкачать работу..
Объем работы:       9 стр.
Размер в архиве:   35 кб.

представление о функциях органов в биологическом организме, представление, усвоенное затем биоорганической
школой (органицизмом) в социологии. Соединив присущий органицизму взгляд на общество как на интегрированное
целое, состоящее из взаимозависимых частей, с идеей специфичности социального организма в сравнения с
биологическим, Дюркгейм создал один из первых вариантов структурного функционализма в социологии. Исследование
социальной функции, или социальной роли рассматриваемого явления, он считал главной познавательной целью
социологии.

Вообще Дюркгейм исходит из принципа функциональной обусловленности социальных явлений. Он считает, что любой
более или менее значительный обычай или институт; если они существуют достаточно долго, соответствуют
определенной социальной потребности, какими бы бессмысленными или вредными они ни казались с рациональной
точки зрения. В своем труде «Элементарные формы религиозной жизни» в качестве «главного постулата социологии»
он провозглашает: «...Созданный людьми институт не может базироваться на заблуждении и обмане; в противном
случае он не мог бы сколько-нибудь долго сохраняться. Если бы он не коренился в природе вещей, он встретил бы
в ней сопротивление, которого не смог бы преодолеть».

Важное значение для развития социологического знания имело понятие анемии, которым Дюркгейм обозначает
состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состоянии в
развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились'.

Работа «Метод социологии» (заглавие в оригинале - «Правила социологического метода») вначале была
опубликована в 1894 г. в виде серии статей, а в следующем году с небольшими изменениями и предисловием была
издана отдельной книгой. Написанная по горячим следам недавно опубликованной предыдущей книги, она основана па
опыте предшествующего исследования и содержит развитие некоторых выдвинутых в нем идей. Как уже отмечалось,
«Метод социологии» во многом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. По решительности, сжатости и
четкости стиля эта работа с полным основанием может быть отнесена к жанру манифеста. Дюркгейм стремится дать
четкое описание способов постижения социологической истины: определения и наблюдения социальных фактов,
социологического доказательства, различения «нормальных» и «патологических» явлений, конструирования
социальных типов, описания и объяснения фактов.

Сама попытка систематизации и обоснования социологического метода было новым явлением для того времени. Ранее
у многих социологов собственно проблема метода в значительной мере растворялась в проблематике предметной
теории и общей научной методологии.

В «Методе социологии» проявилось стремление Дюркгейма строить социальную науку не только на эмпирическом, но
и на методологически обоснованном фундаменте: отсюда его понятие «методическая социология». Такой подход
противостоял хаотическому и произвольному подбору фактов для обоснования тех или иных предвзятых идей. В то же
время он был направлен против дилетантизма и поверхностности, характерных для многих трудов по социальным
вопросам. Дюркгейм испытывал глубокую неприязнь к таким трудам, считая, что они лишь дискредитируют социальную
пауку.

В связи с этим следует отметить и неявно присутствующий этический пафос в «Методе социологии».
Сформулированные в нем «правила» - больше, чем просто исследовательские приемы и процедуры. Это своего рода
методологические заповеди исследователя. В конечном счете они основываются на требовании интеллектуальной,
научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и
прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике. Это этика честного
непредвзятого познания. В данном отношении позиция Дюркгейма была близка позиции Макса Вебера, выраженной в
его знаменитой работе «Наука как профессия».

Исследование Дюркгейма «Самоубийство» в отличие от остальных его исследований основано на анализе
статистического материала, характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах. Автор
решительно отвергает попытки объяснения исследуемого явления внесоциальными факторами: психологическими,
психопатологическими, климатическими, сезонными и т. п. Только социология способна объяснить различия в
количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах и в разные периоды. Прослеживая связь самоубийств с
принадлежностью к определенным социальным группам, Дюркгейм устанавливает зависимость числа самоубийств от
степени ценностно-нормативной интеграции общества (группы). Он выделяет три основных типа самоубийства,
обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, альтруистическое и
анемическое. Эгоистическое самоубийство имеет место в случае слабости социальных (групповых) связей индивида,
результате чего он остается наедине с самим собой и утрачивает смысл жизни. Альтруистическое самоубийство,
наоборот; вызывается полным поглощением обществом индивида, отдающего ради него свою жизнь, т. е. видящего ее
смысл вне се самой. Наконец, анемическое самоубийство обусловлено состоянием анемии в обществе, когда
социальные нормы не просто слабо влияют на индивидов (как при эгоистическом самоубийстве), а вообще
практически отсутствуют, когда в обществе наблюдается нормативный вакуум, т. е. анемия. Понятие анемии,
сформулированное еще в первой книге Дюркгейма, получает в «Самоубийстве» дальнейшее развитие и углубленную
разработку.

Несмотря на то, что впоследствии исследование Дюркгейма подвергалось критике с различных точек зрения, оно
единодушно признается одним из выдающихся достижений не только в изучении самоубийства, но и в социологии в
целом.

Последний и самый значительный по объему труд Дюркгейма - «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая
система в Австралии». Исследование основано на анализе этнографических описаний жизни австралийских
аборигенов. Обращение к этим «элементарным» формам позволяет, с точки зрения автора, исследовать религию в
«чистом виде», без последующих геологических и прочих наслоений. Дюркгейм поставил перед собой цель, опираясь
на этот материал, проанализировать социальные корни и социальные функции религии. Но по существу цель эта была
гораздо более широкой. Во-первых, вследствие широкой трактовки религиозных явлений эта работа превращалась в
исследование социальных аспектов идеологии, ритуала, сакрализации и некоторых других явлений, выходящих за
рамки собственно религии в традиционном понимании. Во-вторых, этот труд содержал в себе попытку построения
социологии познания посредством выведения основных категорий мышления из первобытных социальных отношений.
Не случайно первоначально Дюркгейм намеревался назвать его «Элементарные формы мышления и религиозной жизни».

Дюркгейм отвергает определения религии через веру в бога (так как существуют религии без бога), через веру в
сверхъестественное (последнее предполагает противоположную веру - в естественное, -возникающую сравнительно
недавно вместе с позитивной наукой) и т.п. Он происходит из того, что отличительной чертой религиозных
верований всегда является деление мира на две резко противоположные сферы: священное и светское. Круг
священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной, как необычная, так и
самая заурядная. Дюркгейм определяет религию как «связную систему верований н обрядов, относящихся к
священным, то есть отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину,
называемую церковью, всех, кто является их сторонниками».

Автор детально анализирует социальное происхождение тотемических верований, обрядов, их социальные функции.
Будучи порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. Религия
- это символическое выражение общества; поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в
действительности поклоняется обществу - «реальному» объекту всех религиозных культов. Дюркгейм подчеркивает
сходство между религиозными и гражданскими церемониями, он фиксирует внимание на общих чертах сакрализации как
социального процесса. Поэтому его работа явилась вкладом не только в становление социологии религии в
собственном смысле, но и в изучение гражданской религии и светских культов. Подобно предыдущим работам книга
«Элементарные формы религиозной жизни» явилась выдающимся достижением социологической мысли; научное
сообщество единодушно относит се к разряду социологической классики. Соответственно, бесспорным классиком
социологии считается и ее автор.


5. Итоги и выводы

Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания.
Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической
теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические
теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых
разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и
возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к
какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и




загрузка...
© 2007-2018 Банк рефератів | редизайн:bogoiskatel